Перейти к содержимому


Заказали книги Ольги Валяевой?

Теперь вы можете отслеживать свой заказ по его номеру или по адресу электронной почты, на которую он был сделан:

Фотография

свобода и принуждение в воспитании детей


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 14

#1 папа Слава

папа Слава

Участник

  • PipPip
  • OFFLINE
  • 24 сообщений
  • 0 Спасибо
Россия

Отправлено 31 июля 2015 - 08:20

Недавно случайно услышал по радио передачу про воспитание детей. Поразил на первый взгляд совсем не гуманистический подход. Утверждалось, что родители никогда не должны считать ребенка ровней себе, не надо с ним советоваться, поддаваться его мнению и подобное. Да, он человек, но всегда младший. Взрослые решают, он должен слушаться. При этом у ребенка возникает чувство защищенности, есть большой и сильный, который все знает и защитит, и на генетическом (подсознательном)уровне дите становится послушным. И картина обратная, если из самых лучших побуждений родители ребенка поднимают в отношениях до своего уровня, то ему очень не комфортно, страшно, рядом нет больших и сильных. В этом случае дети часто капризничают, как бы вынуждая родителей проявить свою власть, показать себя сильными. Объяснения почему ребенок что-то должен, а что-то не должен  делать, для него роли не играют, у него логическое мышление еще отсутствует.

Такой взгляд на воспитание меня довольно сильно поразил. В своё время (80-90 годы) было много статей по педагогике, пропагандирующих именно партнерские отношения с детьми. И это казалось правильным, современным. Обдумав передачу, я согласился с тем, что в ней говорилось с одной оговоркой. где-то должен быть порог, когда к ребенку начинают относится как к взрослому. Но без принуждения в воспитании никак нельзя. Ведь поведение новорожденного основано на инстинктах, животное по сути. И воспитание - это прививка ему норм человеческой морали. А как без родительского авторитета внушить ребенку, что игрушками надо делиться, что понравившуюся конфетку нельзя отбирать у соседской девочки, наконец, что надо трудиться, учиться и т.д.

А сегодня близко подошли к этому вопросу  в первой мной созданной теме http://www.valyaeva....pic=9574&page=3Разговор пошел дельный, но фактически оффтоп. Вот я и решил сделать новую тему.


  • 0

#2 Олька Николаевна

Олька Николаевна

Скорая помощь

  • OFFLINE
  • 37 764 сообщений
  • 2213 Спасибо
город А Россия

Отправлено 31 июля 2015 - 08:21

В своё время (80-90 годы) было много статей по педагогике, пропагандирующих именно партнерские отношения с детьми. И это казалось правильным, современным.

Есть одна хорошая статья, объясняющая такой подход тогда и сейчас :)

 

http://www.soznateln...okoleniiy.html 


  • 0

#3 Солнышко:)

Солнышко:)

Мудрый Участник

  • PipPipPipPipPip
  • OFFLINE
  • 12 274 сообщений
  • 1624 Спасибо
Москва Россия

Отправлено 31 июля 2015 - 08:26


  • 0

#4 Маматрёшка

Маматрёшка

Человек

  • PipPipPipPipPip
  • OFFLINE
  • 6 048 сообщений
  • 192 Спасибо
Россия

Отправлено 31 июля 2015 - 08:31

Как бы в этом есть логика, но сильно смущает подоплёка - "ты мне не ровня". Какая-то крайность дикая.

Детям нужна любовь и внутренняя уверенность в себе самом у родителя. Для этого важно нам, взрослым, заниматься своим развитием, чтобы было что дать детям.

Но необходимо уметь слышать, т.к. пришла душа, и возможно она далеко не новичок, а будет постарше отца и матери вместе взятых. Ставить себя выше только потому, что живёшь дольше... как-то не верно.

Где-то должна быть середина - "я твёрдо уверен в том, что уже знаю и прожил, но всегда готов внять новому".

Иначе можно заиграться в авторитета.


  • 1

#5 omkara

omkara

Мудрый Участник

  • PipPipPipPipPip
  • OFFLINE
  • 5 076 сообщений
  • 356 Спасибо
Дніпро Україна

Отправлено 31 июля 2015 - 08:38

Есть очень хороший семинар и не 1,5 часа.

http://audioveda.ru/union?id=3

Там хорошо рассказана и возрастные особенности воспитания, и отличие в воспитании мальчиков и девочек и по врожденным чертам характера. 

А потом уже можно обсуждать конкретные вопросы. А так просто вообще о неком воспитании говорить, я так думаю, бесполезно. 


  • 0

#6 Лунная пчела

Лунная пчела

Мудрый Участник

  • PipPipPipPipPip
  • OFFLINE
  • 310 сообщений
  • 87 Спасибо
Ярославль Россия

Отправлено 31 июля 2015 - 09:32

Я считаю, что это правильный подход. К сожалению, поняла я это на собственном опыте, с собственной дочерью, начитавшись тех самых "педагогических статей" 90х годов. Я всегда пыталась общаться с ней на одном уровне, многое объясняла, мало что запрещала и т.д. В итоге - моей дочери 9 лет и совсем недавно я поняла, что я для нее не авторитет. Я ей подружка, а не мама. И сейчас я имею много проблем. Потому что она вступает в возраст, где есть только два мнения -  ее и неправильное. Моего мнения не существует. Пожинаю плоды)))) И вот что я надумала. Дети - они ведь ближе к природе ,чем мы,взрослые. Возьмем,к примеру, волчью стаю. Ни один вожак не станет "объяснять" что либо другим волкам, вставать на их позицию и заниматься прочей лабудой. Он сильный, он твердый, он главный, поэтому стая верит ему и идет за ним. Так что в этой теории, дорогой автор, есть рациональное зерно. Другое дело, что отношение родителей к ребенку не должны диктоваться только такой моделью поведения, а должно меняться с ростом ребенка. Я так думаю (используя магию чисел), скорее всего до 7 лет необходимо быть выше ребенка, чтобы ребенок понял, что родители - это главные и научился почитать и уважать их. С 7 до 14 лет - необходимо "подтягивать" ребенка до своего уровня. А уже с 14 и далее - быть с ним на одном уровне. Всегда. Но это мое мнение. Может кому-то и не понравится.....


  • 3

Поблагодарили 1 :
nastya_ya

#7 LisaAlisa

LisaAlisa

Мудрый Участник

  • PipPipPipPipPip
  • OFFLINE
  • 4 649 сообщений
  • 539 Спасибо

Отправлено 31 июля 2015 - 09:34

Да, он человек, но всегда младший. Взрослые решают, он должен слушаться

Умный взрослый подведет ребенка к правильному решению так, что ребенок сам это решение примет. А не очень умный будет просто давить тем, что "ты ребенок, ты должен слушаться".

 

Вот тут неплохо расписано про возрастные периоды в воспитании:

http://www.vospitaj....pitanie-detejj/ 

 

А вообще всегда должны быть рамки, которые ребенок не может перейти, беспрекословное выполнение некоторых требований взрослого, особенно того, что напрямую касается безопасности. То есть если ребенок побежал на проезжую часть, уже не до свободы в воспитании.

Но и у взрослого должны быть рамки, которые переходить нельзя.


  • 0

#8 100l

100l

Мудрый Участник

  • PipPipPipPipPip
  • OFFLINE
  • 1 256 сообщений
  • 101 Спасибо

Отправлено 31 июля 2015 - 13:19

Далида очень хорошо расписала в соседней теме.

 

Лично мое мнение - дети не животные, чтобы беспрекословно выполнять ВСЕ что скажут взрослые (ибо в будущем это может обернутся массой проблем), без собственной оценки ситуации, во всем нужна мера и здравый смысл.

 

Есть замечательная методика. Но как и все ее надо с любовью применять. Просто верьте, что ограничения которые вы устанавливаете ребенку - это во имя его же блага. Делим сферу ответственности ребенка на 4 части: зеленая зона - все что ребенок решает делать сам, как хочет пусть так делает. вы можете лишь советовать (например, какую футболку одеть, какую прическу сделать, кого выбирать в друзья, и т.п. желтая зона - вы обозначаете незначительное количество аспектов, которые которые железно надо, а все остальное можно. Взрослые спят или болеют - веди себя тихо, в другое время - хоть на голове стой (но я думаю - что лет к 12 получится, по крайней мере обратите внимание старается ли ребенок - мой старается, минут 15, потом забывает - это нормально). Например, уроки делать надо, железно, но когда ты их будешь делать - решаешь сама. оранжевая зона - надо железнО, но иногда при определенных обстоятельствах можно не делать. Например, лично моему ребенку надо днем спать пока еще (устает он и капризничает к 7 вечера без сна), но иногда он не спит - например, в случае с какими-то поездками. Мы тут в икею поехали в НН, он не спал, но в 8 в машине отрубился. красная зона - всегда железно то, что сказал взрослый, без исключений. Нельзя одному переходить дорогу например, надо снимать обувь в квартире и т.п. Эти зоны делятся в каждой семье индивидуально и с возрастом границы зеленой и желтой зон расширяются, а красной сужаются. К 18 годам останется только зеленая по идее :) И ориентироваться при установлении надо на себя - все-таки жизнь в семье не для ребенка (детоцентризм - это не фонтан), детеныш идет за стаей, а не стая за ребенком. Если вам не нравится стирать белые платья постоянно - не одевайте их. Давайте белые платья в оранжевую зону - только на праздники и вести себя в них прилично, только в крайнем случае если мама разрешит. У меня сын - и на каждых штанах уже по термоаппликации :) Мне по фигу. Это зеленая зона. Оранжевая - лазить в навоз :) И вторая методика - спросите себя может ли она себя так вести в 18 лет. Если да - воспитывайте, если нет или маловероятно - оставьте. Про белые платья и песок - ну маловероятно же, правда, если она захочет нравиться окружающим, что будет в грязных платьях ходить. А вот про спящих взрослых и громкие звуки - я бы лично задумалась..... :)

  • 4

#9 папа Слава

папа Слава

Участник

  • Автор темы
  • PipPip
  • OFFLINE
  • 24 сообщений
  • 0 Спасибо
Россия

Отправлено 31 июля 2015 - 22:14

Как бы в этом есть логика, но сильно смущает подоплёка - "ты мне не ровня". Какая-то крайность дикая. Детям нужна любовь и внутренняя уверенность в себе самом у родителя.
 

Вот  в том и дело, что забота, защита, любовь у ребенка связаны с его "младшим" положением. Это на уровне инстинкта (подсознания). Может быть неприятно слышать, что ребенок действует больше на инстинктах, но это же реальность. Я не говорил, что ребенку надо делать ВСЁ, сказанное взрослыми. Чужие взрослые, вообще, тут ни при чём. Речь шла о том, что ребенок до какого-то возраста не может рассуждать совсем, вся мотивация поведения у него эмоциональная. Объяснять ему что-то не только бесполезно, но и вредно. Он воспринимает это как отсутствие защиты, отсутствие у родителя "внутренней уверенности". Ребенку комфортно в этом младшем положении. И то, что я наговорил, это только общая тенденция. Не принимайте это как призыв к диктату. В предыдущем посту то же самое, раскрыто уже более подробно.

Умный взрослый подведет ребенка к правильному решению так, что ребенок сам это решение примет. А не очень умный будет просто давить тем, что "ты ребенок, ты должен слушаться".
При всём моём уважении  к Вам (это не просто вежливость, так на самом деле) не соглашусь. Вы упоминали про знакомство с этологией, попробуйте взглянуть на этот вопрос с её точки зрения.

Немного "по протоколу". Хочу попросить по возможности писать своими словами, а не использовать ссылки, тем более требующие большого времени для изучения. Если в них по Вашему мнению много полезной информации, перескажите суть, кто заинтересуется, пройдет по ссылке для детального изучения. Представьте, что Вы разговариваете в реальности, и на слова собеседника говорите ему:" А пройди по этой ссылке, что я тебе буду повторять, там всё сказано".  


  • 0

#10 LisaAlisa

LisaAlisa

Мудрый Участник

  • PipPipPipPipPip
  • OFFLINE
  • 4 649 сообщений
  • 539 Спасибо

Отправлено 01 августа 2015 - 07:02

При всём моём уважении  к Вам (это не просто вежливость, так на самом деле) не соглашусь. Вы упоминали про знакомство с этологией, попробуйте взглянуть на этот вопрос с её точки зрения.

В чем именно не согласитесь?

Если уж про этологию. Я не требую от своих животных безоговорочного послушания. Практически никогда.

А поскольку я занимаюсь со свободными животными (на которых веревка появляется только для ветеринаров и если мы идем куда-то, где надо переходить дорогу, например), то воздействовать тем, что я - "взрослый" в этой ситуации я не могу. Нельзя просто приказать свободному животному. В лучшем случае оно уйдет и не будет оставаться рядом, а в худшем - проявит агрессию.

Ребенку вы можете что-то объяснить словами. Аргументировать что-то, какую-то необходимость послушания. Я - не могу. Поэтому я могу только так сформировать мои отношения с животным, чтобы ему хотелось меня слушаться. Даже в не очень приятных ситуациях. Ну, к примеру, уколы - без посторонних ветеринаров мы делаем уколы, никак не фиксируя и не привязывая животное. И он стоит и терпит. Заранее зная, для чего принесли шприц. И уколы не портят наши отношения ни капли)

Про "подвести к решению". Ну вот мне нужно, чтобы он сделал какое-то упражнение, а он не хочет. И тут уже я должна думать, во-первых, о причинах того, что он не хочет, а, во-вторых, о том, как сделать так, чтобы захотел.

То, что он делает в результате такого подхода, он выучивает, запоминает и совершенствует потом (сам стремясь сделать лучше). То, где заставили, не вызывает желания учиться и развиваться.

Поэтому все делается на мотивации.

А еще в этологии и вообще занятиях с животными есть такое правило: если животное вас не слушается, виноваты исключительно вы. Никогда не животное. Значит, человек не умеет организовать занятия, не может объяснить животному, чего ж ему надо. Это, кстати, самая частая причина "непослушания" - вас просто не понимают.

Да и непослушание разное бывает. Может быть просто баловство, его даже и за непослушание не стоит считать. А может быть откровенное неповиновение. но тогда см. пункт выше, про неумение построить отношения и занятия.

 

Стоит тогда поднять вопрос: "а зачем вам послушание?" Ну вот мне оно нужно для безопасности меня и животного, тут я требую сильнее. А в занятиях - не делает, и ладно, я же все равно переверну ситуацию в свою пользу, и он все равно сделает. Только будет думать, что он такой весь непослушный, а вдруг - раз и сделал. Гордится, кстати, такими вещами обычно)

 

P.S. Ссылки я даю крайне редко, разве что тогда, когда там написано лучше, чем я могла бы пересказать. И, кстати, немного написано)


  • 0

#11 yuliya82

yuliya82

Мудрый Участник

  • PipPipPipPipPip
  • OFFLINE
  • 282 сообщений
  • 1 Спасибо

Отправлено 01 августа 2015 - 08:41

все делается на мотивации.

100%

 только мотивацию другого в т.ч. и ребенка не так просто бывает понять. это ж нужно время потратить и настоящее внимание, чтоб примерить на себя "шкуру другого"


  • 1

#12 папа Слава

папа Слава

Участник

  • Автор темы
  • PipPip
  • OFFLINE
  • 24 сообщений
  • 0 Спасибо
Россия

Отправлено 01 августа 2015 - 10:25

LisaAlisaВсё же мы как-то не понимаем друг-друга. Я не проводил параллели в воспитании детей и животных. Этологию я вспомнил, потому что она объясняет ту часть поведения человека, которая диктуется его животной составляющей, инстинктами, если Вас не корёжит это слово. Вот я и хотел сказать, что до какого-то возраста (скорее всего, до начала полового созревания) у ребенка инстинктивное поведение сильнее. И одним из инстинктов является послушание старшему. Вы говорите, надо найти пути добиться послушания. Так я же не против. Я только хочу сказать, что лет до 4-5 (за точность не ручаюсь) дети не имеют логического мышления, они не могут сопоставить причину и следствие. Поэтому с позиции логики им пытаться объяснять бессмысленно. Не зря существует словосочетание "беззаботное детство" имеющее смысл простой и радостной жизни. За детей все решают, и им это нравится. Понятно, что это до определенного возраста и от характера будет сильно зависеть. Но двухлетний ребенок точно не поймет связи между "устроил истерику" и "возвращаемся домой". Он не может понять, что одно выходит из другого.  

И про мотивацию спорить не буду. То же самое, только в профиль. 


  • 0

#13 LisaAlisa

LisaAlisa

Мудрый Участник

  • PipPipPipPipPip
  • OFFLINE
  • 4 649 сообщений
  • 539 Спасибо

Отправлено 01 августа 2015 - 11:15

Вот я и хотел сказать, что до какого-то возраста (скорее всего, до начала полового созревания) у ребенка инстинктивное поведение сильнее

Вряд ли так долго) Лет до трех-четырех, скорее.

лет до 4-5 (за точность не ручаюсь) дети не имеют логического мышления, они не могут сопоставить причину и следствие. Поэтому с позиции логики им пытаться объяснять бессмысленно.

Причина-следствие это, скажем, потрогал горячую плиту и обжегся. Это и гораздо раньше понимают. Но не с помощью объяснений взрослых, а опытным путем.

Но двухлетний ребенок точно не поймет связи между "устроил истерику" и "возвращаемся домой"

Это да. Но и ситуация "устроил истерику" - "родитель разозлился и повел домой" он тоже не понимает. Потому что в этом возрасте (да и старше тоже) дети живут в эмоциях. И истерика всегда имеет свои причины.

Суть-то в том, чтобы из любой ситуации (ну эта же истерика, например) выйти в "плюс", а не в "минус". Чтобы родительский авторитет строился не на том, что он сильнее и может заставить, а на уважении. Послушание, потому что родитель - защитник и может решить все проблемы. И потому что все действия родителя всегда обоснованы, а не так, чего левая пятка захотела.

Поэтому с позиции логики им пытаться объяснять бессмысленно.

Да, поэтому мотивация бывает разной. И, как уже писали выше, нужно потрудиться, чтобы найти, что же смотивирует ребенка на послушание. Мотивация далеко не всегда логична) 


  • 1

#14 LisaAlisa

LisaAlisa

Мудрый Участник

  • PipPipPipPipPip
  • OFFLINE
  • 4 649 сообщений
  • 539 Спасибо

Отправлено 01 августа 2015 - 11:19

Этологию я вспомнил, потому что она объясняет ту часть поведения человека, которая диктуется его животной составляющей, инстинктами, если Вас не корёжит это слово

Законы живой природы - настолько мощная вещь, что действуют в любом случае, независимо от того, как человек к ним относится. Не знаю, что может задевать в слове "инстинкт" применительно к человеку.

Просто можно учитывать эти законы и благодаря им успешно общаться с людьми и с животными разных видов. А можно игнорировать и получать проблемы.


  • 0

#15 папа Слава

папа Слава

Участник

  • Автор темы
  • PipPip
  • OFFLINE
  • 24 сообщений
  • 0 Спасибо
Россия

Отправлено 02 августа 2015 - 01:00

Нам не о чем спорить. Может, я не очень понятно объясняю. Но то, что пишете Вы, совпадает с моим мнением. Просто Вы акцентируете на конкретике, а я пытаюсь объяснить идею в целом, точнее её сердцевину. Нормальное дополнение мужского и женского взгляда на проблему, вместе создающее полную картину.


  • 1


Предназначение

Подписаться на подарки