Ребенок с раннего детства стремится участвовать в делах взрослых, гораздо раньше чем с 5 лет. Ему это интересно и хочется делать то, что делают родители, хотя бы попробовать. Моему сыну нет еще 2, он помогает мне закидывать белье в стиральную машинку, развешивать чистые вещи, специальной чистилкой на кухне чистит морковь и картошку или подаёт мне нужные вещи. Ни одно дело без него не обходится. Это естесственный процесс познания, я так думаю.
А вот что имеется в виду под понятием ребёнок-слуга - совсем не ясно. Предложенный выше метод давать задания и наказывать за невыполнение - по-моему тупиковый. Т.е. именно момент наказания. Ничего кроме отторожения от всех дел и заданий на долгие годы вперёд такой способ не вызовет. На сайте "сознательно.ру" много хороших заметок про воспитание, мне понравилось как в этой статье объясняют о наказании, а именно о том, что важно не наказывать, а знакомить ребенка с последствиями его действий. Так он учится по-настоящему ответственности. http://www.soznateln...mnya-12179.html Небольшой отрывок из нее
Если мы воспитываем ребенка с помощью наград и наказаний, мы оказываем ему медвежью услугу, вводим в заблуждение относительно устройства мира. После 18 никто не будет его заботливо наказывать и наставлять на путь истинный (собственно, даже исконное значение слова «наказывать» – давать указание, как правильно поступать). Все будут просто жить, преследовать свои цели, делать то, что нужно или приятно лично им. И если он привык руководствоваться в своем поведении только «кнутом и пряником», ему не позавидуешь.
Ненаступление естественных последствий – одна из причин, по которым оказываются не приспособлены к жизни дети, выпускники детских домов. Сейчас модно устраивать в учреждениях для сирот «комнаты подготовки к самостоятельной жизни». Там кухня, плита, стол, все как в квартире.
Мне с гордостью показывают: «А вот сюда мы приглашаем старших девочек, и они могут сами себе приготовить ужин». У меня вопрос возникает: «А если они не захотят? Поленятся, забудут? Они в этот день без ужина останутся?» «Ну, что вы, как можно, они же дети, нам этого нельзя, врач не разрешит». Такая вот подготовка к самостоятельной жизни. Понятно, что профанация.
Смысл ведь не в том, чтобы научиться варить суп или макароны, смысл в том, чтобы уяснить истину: там, в большом мире, как потопаешь, так и полопаешь. Сам о себе не позаботишься, никто этого делать не станет. Но от этой важной истины детей тщательно оберегают. Чтобы потом одним махом выставить в этот самый мир – и дальше как знаешь…
Вот почему очень важно всякий раз, когда это возможно, вместо наказания использовать естественные следствия поступков. Потерял, сломал дорогую вещь – значит, больше нету. Украл и потратил чужие деньги – придется отработать. Забыл, что задали нарисовать рисунок, вспомнил в последний момент – придется рисовать вместо мультика перед сном. Устроил истерику на улице – прогулка прекращена, идем домой, какое уж теперь гуляние.