Интересная тема!
Расскажу о том, что знаю о домашнем обучении и Вальдорфской школе, немного о Монтессори.
Знаю замечательную семью - трое детишек. Старшая девочка училась в школе до 7 класса. Далее - училась на дому и ходила в музыкальную школу. Средний мальчик - с самого начала на домашнем. В 9 классе пошел в православную школу, в 10 - вернулся на домашнее. Параллельно много занимается спортом - участвует в выездных соревнованиях, посещает доп.образование. В школу ходит только на контрольные и экзамены. Сам он говорит, что школа отнимает много времени, в школе постоянно повторяют одно и то же (оно и понятно - там 30 детей и внимательность низкая - приходится повторять), плюс в школе много давления. А на дому он чувствует себя свободнее, меньше времени тратит на учебу, при этом первые три класса он закончил за два года - просто когда его привели в школу на сдачу в конце второго года обучения, оказалось, что он готов перейти в 4 класс. Он не является каким-то вундеркиндом - просто времени у него больше и свободы больше - не нужно повторять то, что при нормальном обучении можно понять с первого раза. При этом с ним занималась мама - филолог (мама не работает, занимается с детьми) и помогал папа - физик. А культуру общения ему дала семья - он умеет общаться с девочками, не обзываясь, а уважая и понимая их (есть мама и две сестры и пример отношения к ним папы). Общается со сверстниками в свободной атмосфере доп. образования - там, где у детей есть желание и интерес заниматься. Поэтому у него нет обычного для школьников нежелания учиться - ему все действительно интересно. Он очень общительный и добрый. В школе все успевает - в смысле контрольные пишет хорошо. И на курсы университета ездит не уставший после школы.
Старшая девочка более замкнута (может, дело в характере), может часами играть на пианино - малообщительна (хотя она-то как раз дольше всех была в школе - до 7 класса), учится в университете на музыкального педагога.
А младшая - пока в третьем классе. Она не устает от учебы, занимается танцами в доп. образовании, веселая, открытая.
А Вольдорфская школа - о ней много читала и у знакомой дочь туда ходит. Когда девочку отдали в детский сад - вернувшись, она заявила маме - "Больше я туда не пойду!" - и не пошла))) Мама переживала - как же она будет в школе. Отдала в Вальдорфскую - не нарадуется. Девочка всегда в восторге, много творчества, музыки, танцев, рукоделия. Зубрешки нет. Особая система обучения. Например таблицу умножения они уже изучали в 1 классе - с помощью ритмов и танцев - незаметно - топая и хлопая и считая на каждый топ-хлоп - по-особому (честно говоря, мне понравилась - сама с ней топала))) А писать и читать учатся со второго класса - чтобы не напрягать первоклассников. Считается, что в возрасте до 7-8 лет детям нравятся ритмы и стихи - они легко их запоминают, а читать им пока сложно. Буквы учат - рисуют их в альбомах и красиво разрисовывают - с помощью эмоций и чувств. Считается, что ментальным телом (ум, мысли) человек овладевает лишь в третьем семилетии своей жизни - т.е. после 14 лет. Поэтому разумно обучать с помощью того, чем ребенок уже владеет или чем начинает овладевать в раннем возрасте - эфирное (движения) и астральное (чувства) - вот они и изучают буквы, сказки. пересказы, стихи, танцы, театральные постановки и пр. При этом к концу начальной школы они овладевают программой стандартной начальной школы. Играют на флейте. Много праздников, подчиненных ритмам года - весенние, зимние, осенние и пр. - разные ярмарки и т.п.
Монтессори - я работала в Монтессори саду. Система сама не плоха, но зная о законах развития ребенка, прописанных в Вальдорфской системе, у меня Монтессори вызывает сомнения. Девочку лучше туда не отдавать)) Дело в том, что сильное умственное развитие начинается уже с возраста 3-4 лет. При этом именно - не творческое. не двигательное, не эмоциональное, а сугубо умственное: дети перебирают игрушки не как игрушки, а как научные предметы - это домашние животные - их мы поместим в синюю коробку, это - дикие - их в зеленую. И т.п. Неплохо взять из Монтессори бытовые материалы - дети очень любят учиться подметать, пересыпать крупы, завязывать шнурочки, пристегивать пуговки и пр. - это можно и в домашних условиях.
В чем слабость Монтессори - когда я читала о коррекции взрослых проблем, то оказалось, что часто проблемы возникают из-за того, что взрослый в детстве не развивал то, что дала природа - эфирное и астральное тела, в нем с раннего детства стали развивать ум. И в итоге ущербными оказались эмоции и свобода движения. В этом смысле Вальдорфская педагогика более разумна.
Я использую элементы Монтессори и Вальдорфской в занятиях с детишками (в творческом центре), но полностью Монтессори я бы брать не стала. Хотя многие педагоги и родители эту систему любят - в общем на вкус и цвет...
Еще - о гимназиях - сегодня в образовании широко используется рейтинговая система - и конкурсы среди образовательных учреждений. В итоге. гимназии гонятся за рейтингом, соревнуются друг с другом - и требуют от детей все больше и больше, все выше и выше - все сложнее и сложнее. Есть неофициальные сведения о том, что участились случаи суицида среди школьников - от перенапряга. Словом - прежде чем отдавать в крутую гимназию, лучше посмотреть, какое место она занимает в рейтинге учреждений - если в первой десятке, значит. она наверняка гонится за цифрами и не думает о детях.