про суннитов, шиитов и суфиев?))
вот кое-что нашла
Суфизм - это мистическая традиция, цель которой - духовное преображение и совершенство. Как явление культурно-историческое суфизм начал формироваться в рамках Ислама в VIII-X вв. Тем не менее, идеи суфизма универсальны и могут быть обнаружены в самых различных духовных учениях и религиях. Суфии не придерживаются какой-то жесткой философии или доктрины. Их путь, скорее, указывает направление, которое ведет по жизни в соответствии с Шариатом и называется "тарикат". В основе этого пути лежит любовь к Богу и полная отдача на милость Его воле ("таваккул"). Эта любовь выражается в любви к людям, доброте, внимательном отношении и почтении. Это путь, ведущий искателя к Реальности. Он многообразен, как жизнь, и у каждого человека он свой, хотя цель - одна. В основе суфизма лежит любовь и преданность. Только любовь дает человеку возможность отказаться от своего эго, являющегося завесой для постижения истины. Когда сброшен покров самости, открывается наше истинное, божественное "Я".
Под суфизмом подразумевается посвящение своей жизни Творцу и полное душевное отрешение от всего материального, и полная покорность Всевышнему во всех состояниях, обращая при этом всю свою душу, сердце и тело к Аллаху. Суфии стремятся к постижению эзотерических аспектов учения Пророка. Познание (гнозис) выводит их за пределы, которые свойственны догматизму или фундаментализму. Суфии легко преодолевают жесткие рамки религии и достигают ее сути. Фактически, суфизм смыкается с представлениями индуизма о покорности и терпимости.
с этого сайта
http://sy-islam.omkara.ru/sufizm.htmа вот про шиитов и сунитов
Посланник Аллаха сказал: "Иудеи разделились на семьдесят одно течение, из которых одно попадет в рай, а семьдесят - в ад. Христиане разделились на семьдесят два течения, из которых семьдесят одно попадет в ад, а одно - в рай Мои последователи разделятся на семьдесят три течения, из которых одно попадет в рай, а семьдесят два - в ад"
-- хадис со слов Ауфа ибн МаликаНапример, как вы хорошо знаете, сегодня существует множество идеологически враждующих друг с другом мусульманских организаций. Это фанатичные религиозные организации в Саудовской Аравии, в Иране, в Египте, Сирии, афроамериканские мусульманские группировки, группировки атеистов Индо-Пакистана и многие другие. Каждая группировка имеет своих собственных ученых, которые убеждают своих преданных, что остальные группировки ложны. Эти "ученые" подчас придумывают свои собственные комментарии Корана или свои религиозные догмы...
Эти группировки часто выпускают противоречивые законы, и редко когда они бывают согласованы друг с другом. Многие ли из вас бывали свидетелями таких групп, где какой-нибудь "великий ученый" обращается ко всем как какая-то выдающаяся знаменитость? Тут же рядом вокруг него его циничные доброжелатели и подхалимы. Ясно, что для любого среднестатического мусульманина, наблюдающего за такими "учеными", полными гордости и высокомерия, это подействует отталкивающе. Удивительно и забавно наблюдать иерархию "ученых"! Большой ученый обычно очень упитанный и с длинной бородой. Средний ученый носит бороду покороче, и у него живот поменьше, в то время как незначительные ученые худощавы и всегда стоят лишь с краю какой-нибудь процессии. (И не критикуйте нас за слова, указывающие на то, что всем итак известно.)
-- islamfortoday.comИсламское движение рискует для себя уничтожить какие-либо реальные перспективы для культурного и духовного развития, и впоследствии существовать лишь как расколотое множество маниакальных фракций. Перспектива такого ужасного и оскорбительного для них конца своей религиозной истории вполне реальна, несмотря на то, что когда-то она превосходила все иные традиции в способности признания инакомыслия и возможности дискуссий.
-- Абдал-Хаким Мурад, islamfortoday.com (30.09.2001)В Исламе существует большое число школ, идейных течений и направлений. Еще в VIII веке возникло идеологическое течение мутазилитов ("обособившихся"), отвергавших предопределение. В настоящее время наиболее многочисленное из течений, отличное от "основного русла" (т.н. сунизма) - это шиизм. В середине VIII века в процессе борьбы различных группировок за власть в халифате произошел раскол мусульман на шиитов и суннитов. Шииты (от слова "шиа" - фракция, партия, приверженец) являлись сторонниками
Али, двоюродного брата и одновременно зятя Пророка. Политическим лозунгом их борьбы было предоставление трона халифов вначале Али, а после смерти - его потомкам.
По мере того, как фиксировались и накапливались предания Сунны, текст Корана и содержание вероучения склонялись в пользу идей, благоприятных для утвердившейся власти Омейядов (соперников Али и его потомков). Понятно, что шииты не могли с этим мириться и враждебно относились к Сунне. Они сформировали собственное священное предание -
Ахбар. Разумеется, не следует противопоставлять эти два свода священного предания, но все же название основного направления в исламе - суннизм - исходит из того, что отличительным признаком его вероучения является именно признание Сунны.
Шииты же придавали большое значение имамам. По их убеждениям, они получают власть непосредственно от Аллаха и являются непогрешимыми. Мнение имамов по любому религиозному или политическому вопросу - это истина последней инстанции. В этом отношении шиизм принципиально отличается от суннизма, в котором окончательное решение достигается общим согласием ("иджма") богословов и других авторитетных в исламской иерархии личностей. В шиизме окончательное решение принадлежит авторитету имама.
В настоящее время малочисленные группы шиитов живут во многих мусульманских странах. Но больше всего их в Иране, где шиизм джафаритского толка является государственной религией. Много последователей шиизма живет в Ираке и Ливане. Современный Шиизм, в основном, представлен двумя схожими с суннизмом течениями - это джафариты и зейдиты. Малочисленные группы гулат живут в Турции, Сирии и т.д. На территории Российской Федерации в наше время подавляющее большинство - это приверженцы суннизма, за редким исключением некоторых шиитских народов, проживающих на Северном Кавказе.
отсюда
http://sy-islam.omkara.ru/raskol.htm