Немного ликбеза.
Всю западную философию можно разделить на 2 лагеря: с одной стороны - представители учения о предопределённости или судьбе, а с другой стороны - приверженцы учения о свободе воли. Оба лагеря находятся в затянувшемся состоянии спора и понимание закона кармы способно примерить две враждующие стороны. То, что мы не в силах справиться с судьбой, ещё не означает, что у нас нет свободы воли. Карма, фактически, представляет из себя только четвёртую фазу действия: то, что уже произошло (прарабдха).
существуют 3 предыдущие ступени, до того, как результат наших прошлых поступков будет проявлен.
Биджа – первая фаза. Дословно означает “семя”. Это карма в форме семени. Если факторы будут благоприятствовать, то из семени вырастет плод кармы. Фактически это наши желания. Материальные или духовные, они приводят нас к определённым решениям: исполнять это конкретное желание или нет. Это и есть вторая стадия.
Кута-стха – фаза принятия решения. На этой стадии мы способны остановиться и не принимать опасные решения. Но если всё-таки действие совершено, то это уже следующая стадия.
Здесь необходимо понять следующий момент. Желания бывают греховные и негреховные. Одни из них можно терпеть, а другие - нет. Некоторые желания даже опасно терпеть. Например, несвоевременное исполнение естественных потребностей тела может привести к тяжёлым заболеваниям.
С греховными желаниями можно поступить двояко. Во-первых, их можно просто терпеть, и тогда они сгорят в пламени аскезы. Но есть желания, которые терпеть очень непросто, и тогда их необходимо очистить, задействовав в служении Богу. Например, сексуальные желания могут быть очень сильные, но если человек создаёт благочестивую семью и использует секс для зачатия детей, то это желание очищается. В этом плане знание освобождает от кармы, давая полное представление о греховных и негреховных формах желаний и о способах терпения и задействования греховных желаний.
Пхалон-мукха. Эта фаза наступает после того, как действие совершилось. Началась цепная реакция, и колесо кармы закрутилось. И, в результате, последней цепочкой этой реакции буду опять я. Свобода, присутствующая на предыдущих стадиях, закончилась. В результате этого закона наше действие обретёт логическую завершённость: я буду обязан испытать тоже самое. Это и есть фаза – прарабдха.
Следовательно, то, что мы называем судьбой, – это реакции, пришедшие к нам по закону кармы. И всегда причина этих реакций – мы сами. В послании Павла говорится: “Что человек посеет, то и пожнёт”.
Истинная причина формирования кармы – деятельность в материальном сознании. Желание наслаждаться приводит к действию, и это действие вызывает желание совершать его снова и снова. В опытах с крысами подсоединяли проводок к центру наслаждения крысы, и она умирала, нажимая на кнопку, которая включала ток, не в силах отойти. Зачастую мы сами ищем эту кнопочку, а найдя, не можем отойти и вынуждены переходить из тела в тело, побуждаемые материальным сознанием.
Поэтому бесполезно и глупо искать ответственных за наше счастье или страдания. Индийская пословица гласит: “Когда я одним пальцем указываю на другого, то три указывают на меня”.
Категории кармы:
Санчита-карма. Это полный баланс всей кармы, накопленной с прошлых жизней в человеческих рождениях.
Прарабха-карма. Это “благоприятные” и “неблагоприятные” последствия, предназначенные для этого рождения. Прарабха карма не может быть изменена, её можно только терпеть и делать соответствующие выводы.
Крийаман-карма. Это область свободного выбора, ограниченная особенностями прарабха-кармы. Действия, совершенные в этой области, создают карму для будущих рождений (хорошую или плохую) или ведут к освобождению от цикла рождений и смертей.
Выбор качества поступка будет зависеть от качества нашего сознания. Оно может быть благочестивым и неблагочестивым.
Аагами карма. Это карма будущих рождений, если настоящее рождение не последнее.
Викарма. Это неправильные действия, которые ведут к пренебрежению законами Бога, к деградации в цикле рождения и смерти, бесконечным страданиям и рождениям в животных формах жизни. Викарма прямо противоположна акарме. Викарма может проявляться в четырех формах действий:
1. действия, направленные против родителей;
2. действия, направленные против семьи;
3. действия, направленные против общества;
4. действия, направленные против человечества.
Но когда человек воспользуется своей свободой воли и решит жить, служа Богу ( Ишвара, т.е., Всевышний), решит жить праведно, тогда человек встаёт на путь освобождения от сансары (череды рождений и смертей)