Ох, Омкара. Читала я про секты, и в википедии и не только. Ну почему это ярлык-то? Это вполне себе научное понятие. И да,
То есть отделилось православие от остального христианства - секта?
а потом евангелисты и прочие направления христианские, католицизм, протестантство - секта?
Христиане на территории стран с другой распространенной традиционной религией секта?
Буддизм - вышел из индуизма и отделился - секта?
во всех четырёх случаях ответом будет ДА. Это как с понятиями шпион и разведчик. Наш на территории противника конечно разведчик, а чужой на нашей уже шпион.
А в случае с религиями влияет территориальность и эпоха. Для православных баптисты секта. А если на Украине есть целые сёла баптистов, то выросшие в них это считают истинной верой, а не сектантством.
Вот ещё нашла статью в тему. Понятия не имею, кто такой этот Моти Лал, ну видимо индийский учёный, но во многом с его словами согласна. Повторюсь, я ничего не имею против ИСККОН, не считаю их тоталитарной сектой, но их претензии на то, что они последователи древнейшей веры и Кришна - главный Бог (ага, в трактовке Прабхупады) вызывают у меня улыбку. Книги и эпосы прекрасные, мудрости там тонны, но если уж искать древнейшую и истинную, то почему не вишнуизм тогда?
Международное общество сознания Кришны - ПСЕВДО-ИНДУИСТСКАЯ СЕКТА?
ИНТЕРВЬЮ С МОТИ ЛАЛ ПАНДИТОМ О "МЕЖДУНАРОДНОМ ОБЩЕСТВЕ СОЗНАНИЯ КРИШНЫ"
Вопрос: Пожалуйста, представьтесь. Кто вы по образованию и какова ваша профессия?
Моти Лал Пандит: Меня зовут Моти Лал Пандит, я индолог. Я написал около 25 книг, посвященных индуизму и буддизму. Сейчас я преподаю в Дели, а также тесно сотрудничаю с Международным Диалог-Центром в Орхусе. Сейчас я, в основном, специализируюсь на изучении буддизма. Также я один из редакторов журнала "Мистик Индиа"
В: Что вы думаете о заявлениях членов МОСК о том, что они являются представителями традиционного индуизма?
МЛП: Движение, возникшее в XVI веке в Индии, точнее, в Бенгалии, сочетало ведическую и неведическую традиции Индии, однако тогда это происходило в рамках более или менее ортодоксального индуизма. С вашего позволения я все же назову его ортодоксальным. Что же касается движения "Харе Кришна" (этот феномен возник в 60-70-е годы в Америке), то хотя теологически оно отчасти и продолжает линию, которая возникла в XVII веке, социологически совершенно к ней не принадлежит. И объясняют это два обстоятельства: во-первых, МОСК для собственной пропаганды восприняло новые западные методики. А во-вторых, МОСК существует преимущественно для западных людей. Согласно традиции, принятой в индуизме, стать индусом невозможно, им можно только родиться. В этом смысле МОСК - это модернистская интерпретация. Они совершенно не правы, когда заявляют, что представляют традиционный индуизм, так как в действительности являются последователями отнюдь не ведической, а сектантской традиции.
В: Каково отношение индусов к МОСК?
МЛП: Поначалу белые люди (американцы), танцующие на улицах Индии, вызывали у них эйфорию. Но сейчас индусы более не принимают МОСК. Видите ли, даже в центре всего движения, в Матуре, где, по преданию, родился Кришна, им не разрешается заходить в традиционные храмы. Вообще не разрешается, потому что они светлокожие и традиционный индуизм их совершенно не признает. Они живут своей замкнутой жизнью в индийском обществе, не смешиваясь с ним. И индийское общество их не принимает.
В: Пожалуйста, повторите еще раз название того места, где родился Кришна.
МЛП: Это Матура, в районе Вриндавана. Во Вриндаване находится их собственный ашрам. Но в традиционные храмы им входить не разрешают. Абсолютно. И когда проводятся индуистские конгрессы или другие мероприятия, организованные традиционными индусами или гуру, представителей МОСК никогда на них не приглашают. В этом смысле они не представляют индуизм как таковой.