ну, вы совершенно правы - следить за тем, чтобы не поддаваться манипулятивному поведению вроде скулежа. Скулеж, лай, хватание за одежду и укусы мы игнорируем, не поощряем за них щенка никаким вниманием. Зато быстро выполняем все, что нужно, когда он успокаивается. А еще лучше - до того, как он заведется. Здесь нужна доля наблюдательности, чтобы быстро понять потребности щенка и не доводить до того, чтобы ему пришлось о них заявлять громко))Мне вот интересно, как и куда именно надо смолоду направлять.
Укусы за руки и одежду - отдельная тема. Конечно, их ни в коем случае нельзя поощрять, но и бить-ругать за них тоже нельзя. Иначе теряем основу для контакта с животным. Вместо этого щенка надо постоянно переключать на совершенно разные предметы, я тут в начале темки писала где-то. Придумывать ему разнообразные игры и не ждать, пока он придумает их сам. Если видим, что щен возбуждается и готов начать прихватывать за руки и ноги - всегда под рукой должна быть игрушка, чтобы сунуть ему ее в рот.
При этом важно не приучать щенка постоянно играть с игрушками одного. Ценной должна быть не столько сама игрушка, сколько игра с хозяином. Это тоже важнейшая основа для успешной дрессировки. Это достигается тем, что мы не просто кидаем щенку игрушки, мы "тусим" с ним, обмениваемся, играем в перетяжки (и позволяем ему выигрывать, ничего в этом страшног ои неправильного нет), мы садимся на пол, прячем игрушку за руки и ноги, и так далее. Это важно.
А когда мы играть заканчиваем, то основную массу игрушек нужно тоже убрать. В самостоятельное пользование оставляем только игрушки (предметы) для жевания. Это не жлобство)) Это очень важный аспект, как научить собаку быть уравновешенной и хорошо ориентированной на хозяина, и не учить ее слишком перевозбуждаться. Щенок не должен играть постоянно. Он не должен "требовать" от нас игру. То есть он конечно будет требовать, просто надо это игнорировать. И предлагать ему играть тогда, когда удобно нам, учиться его заинтересовывать и разыгрывать.
Также что я считаю важным - до поры до времени, примерно на полгода, лишить собаку любой возможности научиться дурному.
Что это значит? Шторы подвязаны высоко. Скатерти на столе нет. Ковры-коврики убраны. Доступ в ванную-туалет закрыт. Доступ к мусорному ведру и любым продуктам - тоже. На столе еды НЕТ. С нижних полок все убрано. И так далее. Понятно, что не во всех условиях можно выполнить все, но надо стараться по максимуму. Примерно к 7-8 месяцам способность щенячьего мозга всасывать информацию буквально с первого раза резко уменьшается. Собака, которая впервые сделала что-то "дурное" в возрасте ближе к году, гораздо скорее забудет об этом, и не будет ругаться с владельцем, если поймет, что он не в восторге. Но у маленького щенка тяга к исследованию настолько высока, что происходит мощнейшее самоподкрепление, и отучить потом от дурного поведения в разы сложнее.
Я всегда рекомендую выращивать щенка в максимально строгих рамках, которые вам нужны. А ближе к году можно немного "попуститься", это не повлияет на воспитание слишком кардинально.
По поводу прогулок, на будущее. Еще одной ошибкой является, когда щенка выводят и дают там просто.. бегать, ловить палочки, нюхать, собачек искать.. это очень-очень непедагогично)) Именно на улице нам впоследствии понадобится максимально послушная собака, а не в квартире. Поэтому на улице надо много внимания уделять контакту с щенком - предлагать ему игры с игрушками и без, предлагать ему лакомства за какие-то простейшие упражнения. Если щенка не интересует владелец на прогулке, надо ужесточать рамки: выбрать для прогулки самые любимые игрушки, и никогда больше не давать собаке их дома; не позволять собаке резвиться на прогулке самой - либо с владельцем, либо идем домой. Без фанатизма, конечно, я не говорю, что щенок должен всю прогулку идти и смотреть в рот, нет. Но он должен регулярно, часто и активно проявлять интерес и внимание к голосу владельца, его жестам, предметам в его руках. Любое проявление "бананов в ушах" в возрасте до 6-7 месяцев должно очень сильно настораживать и заставить сконцентрироваться на этой проблеме, чтобы не упустить момент. Щенок по определнию крайне восприимчив, это после 6-7 мес начнется половое созревание, и пойдет борьба с бананами в ушах)) а до этого возраста игнорирование нас щенком должно восприниматься как абсолютно недопустимый нонсенс.
Если у щенка проблемы с вниманием к владельцу, либо если с собакой планируют продолжать любительскую дрессировку и спорт в дальнейшем, то я рекомендую буквально поощрять всеми способами каждый контакт с владельцем по инициативе собаки. Повернулся к нам, подбежал, пришел посмотреть - хвалим-хвалим-хвалим. Но это может стать проблемой для тех владельцев, которые не любыт собак-"хвостиков" и предпочитают спокойствие. Поэтому если вам не нужна спортивная собака, с вниманием к владельцу не нужно перегибать палку. Но и попустительство тут недопустимо - оборачиваться на голос владельца(не крик) и приходить смотреть, что у него в руках должна любая собака. Это экспресс-тест. Обычно такое любопытство присуще абсолютно каждому щенку, главное - не "загнобить" его, наказывая щенка либо проявляя безразличие к нему.
С помощью лакомства можно обучать маленького щенка простейшим командам и трюкам, просто для развития контакта и желания учиться. Никакого насилия, никакого давления, даже никакого поводка. Исключительно за кусочек и игрушку. Чистота навыков не важна, важно только желание собаки находиться рядом с владельцем и участвовать в этой игре.
По поводу поводка и ошейника. Если выполнять все вышесказанное, то эти предметы вообще перестают быть проблемой. Если щенку интересно рядом, он не будет натягивать поводок. Чтобы щенку было интересно, владелец должен быть источником ласки, игр, игрушек и лакомства. И кстати, стремление щенка тянуть поводок должно восприниматься как серьезный сигнал к тому, что наступает потеря контакта и чувствительности собаки к владельцу. Это опасное состояние, и очень важно следить за тем, чтобы оно не наступало. Тем более у щенка. Нам этих "состояний" еще в подростковом возрасте хватит с лихвой))
то, что ваш щенок легко и быстро успокаивается, это замечательно. Главное - не растерять этот навык. У него будут периоды, когда он будет гипервозбудим, это нормально. Ближе к месяцам 4. Нужно мягко, но настойчиво корректировать любые попытки щенка перевозбудиться. Если игры с игрушками, владельцем или тем более другими собаками заходят слишком далеко - надо их немедленно закончить. "Наиграется - успокоится сам" - это не о маленьких детях и не о маленьких щенках. Истощаясь, они, бывает, становятся еще более возбудимыми. Я также корректирую любой лай от возбуждения. Т.е. слежу, чтобы щенок не начал лаять, когда кто-то уходит, приходит, одевается, насыпает еду в миску, собирается на прогулку, достает игрушки и так далее. Если щенок лает - действие прекращается, и собака игнорируется, пока не успокоится. Здесь, конечно, тоже без фанатизма и в рамках породы, я бы не стала ждать абсолютной молчаливости от пинчера, например. Но необходимо следить, чтобы это не переходило в захлебывающийся или монотонный непрекращающийся лай. Это вредно.
вот примерно основные моменты, которые я вкладываю в понятие "направлять щенка в правильное русло"
Если есть вопросы, задавайте))