Памяти моего отца посвящается.
Мой отец, Попович Николай Владимирович, много лет проработал бригадиром пожарников в Авиалесоохране. Историй о своей трудной и опасной работе по охране тайги от пожаров он рассказывал много. Но я запомнила эту.
Рабочий день начинался как обычно. Лётнаб(лётный наблюдатель) пролетев несколько часов над тайгой, заметил большой очаг возгорания. Сказал пилоту несколько раз пролететь по периметру пожара. Как положено установил границы огня, его вида и скорости продвижения. Основываясь на полученных данных, решил где и каким образом лучше высадить бригаду пожарников. Внимательно изучив пожар лётнаб доложил, что пожар низовой, а ветер спокойный. Вертолёт посадить лучше всего на берегу большого таёжного озера. Там же в ранцы залить воды и приступить к тушению пожара.
Каждый пожарник на всякий случай укомплектован сухим пайком, ранцем с брызгалкой, киркой, лопатой, топором и багром. На месте всегда виднее, каким образом быстрее преградить путь огню. В одном случае приходится поработать топором и прорубать просеку. В другом прокопать траншею. А в третьем разными сложными способами создавать встречный заградительный огонь.
Но этот случай рядовой. Обычная рутинная работа. Низовой пожар, да ещё при слабом ветре никакой опасности собой не представляет. Десять опытных пожарников сели в вертолёт и полетели. Дым над тайгой стоял густой и озеро рассмотреть не удавалось. Судя по карте и мнению пилота озеро где то близко. Решили не делать лишние круги и не тратить зря топливо. Зависли в метре толи твёрдой земли, толи мшистого болота. После того как мешки с инструментами и провизией упали на землю и последний пожарник выпрыгнул из вертолёта. Железная птица, качаясь и сотрясаясь всем телом поднялась вверх. Не успел стихнуть грохот удаляющегося вертолёта.
Вместо ожидаемой тишины, (ведь пожар по расчётам пилота и лётнаба должен быть в нескольких километрах). Раздался быстро нарастающий страшный гул и сотрясающий землю топот. Перед глазами пожарников предстала неожиданная картина. Как в замедленном фильме. Из густого клубящегося дыма прямо на них бежали высокие лоси с огромными ветвистыми рогами и матёрые медведи. Все таёжные жители от мала до велика летели, бежали, прыгали и скакали. Нельзя медлить! Иначе быть раздавленными обезумевшими от огня и дыма зверями. Мужчины не сговариваясь скидывали, срывали с себя и друг друга рюкзаки и ранцы. Бросили всё, что мешало бежать, и побежали!
Это было невероятное движение. Люди и животные на одном дыхании несколько километров бежали, догоняя и перегоняя друг друга. Позади них, сжигая всё на своём пути, шёл стеной от земли до неба, верховой ураганный огонь. Казалось одежда и волосы начинают спекаться от жара. А уши оглохли от гула и воя разбушевавшейся стихии. Пожарники многое повидали за годы работы, но что бы такого –никогда! Когда силы начали иссякать, а лёгкие казалось вот-вот разорвутся от напряжения и боли, впереди завиднелось озеро. Люди, птицы, звери, все кто успел добежать до спасительной прохладной воды сыпались - падали и ныряли на дно. Выныривали, хватали ртом горячий воздух и вновь погружались в спасительную воду. Огонь прошёл над большим озером и как ни в чём не бывало пошёл дальше. Продолжая ненасытно пожирать всё живое на своём пути. Воздух над озером постепенно остыл. Но лесные обитатели и люди не спешили покидать убежище.
На многие километры вокруг, где совсем недавно шумела щебетала и бурлила на всех растительных этажах- ярусах жизнь, простиралась чёрная, догорающая редкими всполохами тайга. Огонь не пощадил ни траву, не кустарник, ни вековые огромные сосны. Друзья по несчастью, точнее по счастью потихоньку начали выходить из озера на берег. Это чудесное безымянное таёжное озеро в тот день спасло и сохранило не мало разных жизней!
Слава Богу!
Фото из инета
Пожа́рник — разговорное наименование работника пожарной охраны (правильно — пожа́рный)
Сегодня слово пожарный употребляется в значении «боец пожарной команды» и считается нейтральным, а слово пожарник — просторечным.