Все беды, которые постигают человека, делятся на четыре вида:
1) Беды постигающие самого человека.
2) Беды постигающие его имущество.
3) Беды постигающие его честь.
4) Беды постигающие его семью и тех людей, которых он любит.
Все люди на земле, так или иначе, сталкиваются с ненастьями. При этом можно заметить, что неверующие и небогобоязненные люди порой попадают в более сложные ситуации, чем верующие.
Одним из признаков любви Аллаха к Своему рабу является то, что Всевышний испытывает его. Пророки и праведники были испытаны и проявили терпение. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إن عظم الجزاء من عظم البلاء, و إن الله تعالى إذا أحب قوما ابتلاهم
«Величина награды зависит от величины испытания, и если Всевышний Аллах возлюбит какой-то народ, то испытывает их»
أشد الناس بلاء الأنبياء, ثم الأمثل فالأمثل
«Самые тяжёлые испытания проходят пророки, затем другие люди по степени праведности»
Мусульманин переживающий трудности, должен знать, что его испытывает — Мудрейший из мудрецов и самый Милостивый из милостивых. Он посылает бедствие не для того, чтобы погубить, наказать или уничтожить своего раба, а для того, чтобы испытать его терпение, довольство своим Господом и его убеждённость. Аллах даёт испытания, чтобы услышать от своего раба искреннюю молитву, смиренный зов, просьбу о покровительстве и помощи, и обращение со своими жалобами только к Нему.
Пусть возрадуются терпеливые и надеющиеся на великое вознаграждение, ведь наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
ما يصيب المؤمن من الهم, و لا غم, و لا شيء, إلا كفر له بها, حتى الشوكة يشاكه
«Какая бы печаль, тревога или что-то другое не постигло верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка». (Аль-Бухари)
Терпение – это одна из высочайших степеней веры, к которой Ислам побуждает людей. Всевышний Аллах упомянул о терпении в более чем девяноста аятах Своей Книги, и установил за него большую награду. Аллах сказал:
إِنَّمَا يُوَفَّى الصَّابِرُونَ أَجْرَهُمْ بِغَيْرِ حِسَابٍ
«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета». (39.Аз-Зумар: 10)
Некоторые праведные предшественники говорили: «Награда терпеливых не измеряется и не взвешивается, она просто дается им безмерно».
Терпение (Сабр) в арабском языке значит «удержание».
В религиозном понятии терпение – это удержание души от беспокойства и нетерпения, удержание языка от жалоб, недовольства и гнева, и удержание тела от недостойного поведения (как например, разрывание на себе одежды и битьё себя по щекам, когда умирает кто-то из близких).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
الصبر ضياء
«Терпение – это сияющий свет». (Муслим)
ما أعطي أحد عطاء خيرا و أوسع من الصبر
«Ни одному человеку не даровано ни чего лучше и обширнее чем терпение». (Аль-Бухари, Муслим)
Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Терпение для Веры, то же, что голова для тела», затем он возвысил голос и сказал: «Истинно! Нет Веры у того у кого нет терпения!».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
و لا يزال البلاء بالعبد حتى يمشي على الأرض و ليس عليه خطيئة
«Бедствия не перестанут постигать раба божьего до тех пор, пока он не будет идти по земле, будучи свободным от всех грехов».
Поэтому беды следует считать милостью, ведь они очищают от грехов, и побуждают к терпению, за которое мусульманин также получает награду. Бедствия призывают человека возвратиться к Аллаху, покаяться и смиряться перед Ним, отвернуться от творений и обратиться к Творцу.
Если же Аллах возжелает человеку зла, то Он оставляет его и не наказывает в этом мире, чтобы он предстал пред своим Господом в Судный День, утопая в грехах, и тогда Всевышний накажет его так, как он того достоин.
Люди по разному реагируют на несчастья, которые их постигают; одни проявляют довольство и надеются на награду Аллаха и Его прощение, а другие начинают проявлять гнев и недовольство. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إنّ عظم الجزاء من عظم البلاء, و إن الله تعالى إذا أحب قوما ابتلاهم, فمن رضي فله الرضا, و من سخط فله السخط
«Величина награды зависти от величины испытания, и если Всевышний Аллах возлюбит какой-то народ, то испытывает их. Кто проявит довольство, тот получит довольство Аллаха, а кто разгневается, тот получит гнев Аллаха». (Ат-Тирмизи)
Кто остался доволен предопределением Аллаха и Его установлением на земле, даже если оно выражается в бедствиях и невзгодах, тот приобретает довольство самого Аллаха. Если же Аллах доволен своим рабом, то вместе с этим довольством человек получает ключ ко всем благам и защиту от всякого зла. Но если человек проявляет раздражение и злится на предопределение своего Господа, то и Аллах гневается на него, и этого уже достаточно как наказания.
(Полная статья тут, сестры - https://www.whyislam...-chast-very.htm )