Это на самом деле трудно - выслушать человека и не осудить.
Однако среди новоначальных такое горение за веру, твердость и непримиримость кажется всегда имеет место быть. Во всем видишь грех, искушение. И стараешься предупредить близкого об этом.
Отчасти это от страха, от страха, что жил неправильно, с кашей в голове и в жизни. А тут появились ориентиры, хрупкое равновесие. И хочется закрыть свой мир от внешнего, разрушающего. Ведь не секрет, что информации сейчас больше вредной, чем полезной. Для души, в первую очередь.
У новоначального не может быть других ответов, кроме того, что говорят Св.Отцы, что есть в Евангелие. Иначе человек начнет от себя что-то предлагать, объяснять. Придумывать, одним словом.
А Св.Отцы часто для нашего понимания категоричны.
Так например муж недавно начал читать "Невидимую брань". Дочитал до какого-то момента и остановился. Сказал - не могу принять пока то, что написано. Идет внутри сопротивление.
Поэтому спорные и богословские вопросы поэтому и рекомендуют обсуждать с батюшками в храме, опытными воцерковленными.
Разве все мы не общаемся в своей жизни друг с другом в поисках истины (я имею в виду разговоры о вере)? Кино, книги, понимание, поиски, обсуждение того, что узнал.. Я думала, тут на форуме в том числе. Я не ищу это общение, оно есть, и приходит, иногда замолкает, чтобы было время осмыслить, привнести в свою жизнь то, что узнал или укрепить уже узнанное. В обычной жизни мы общаемся простым языком, подкрепляя свое мнение из прочитанного из писаний. Но кто общается в кругу своей семьи одними цитатами? Сомневаюсь, чтобы это было так. Чем же форум отличается от спокойного человеческого общения?
Я не понимаю, что значит трудно вы слушать человека и не осудить - учиться надо. И новообращенность это никак не оправдывает. Не умение общаться оно в общем распространено в жизни, в целом, а когда на это накладывается духовный поиск - то страсти кипят очень шумно. Да, мне это знакомо, когда-то тоже через это проходила. Но когда чувствуешь, что во всем видишь грех - это конкретный сигнал к тому, чтобы уже в себя обратить внимание и начать бороться со своими грехами, в не кричать во все стороны, показывал пальцами - грех, грех. Поэтому мне нечего ответить на эти кричалки. Человеческий фактор.
Вот категоричность святых отцов - другое. Она в радость и на пользу. То, что я читаю, мне не кажется категоричным. Это одно из лучших общений, когда общаешься со святым отцом через книгу. Даже если встречаешь категоричность - она попадает в нужное место в душе, не встречая препятствий, потому что доверяешь Его словам, Его мудрости. Потому что действительно, из любви это исходит.... Начала читать "Невидимую брань", не встречаю внутри сопротивления. Все мы очень разные.
Про воцерковление и причастие... тут домыслы. Подруга воцерковляется, рассказывает что-то, у них там своя логика насчет воцерковленности, причастия, исповеди. Не все так просто. Чтобы об этом рассуждать, нужно этим путем пройти. Приедет скоро ко мне в гости, буду уточнять, а то начну говорить, что помню, ошибусь ))
Nika Elena, согласна с вами. Мне близко то, о чем вы говорите. Меня, к примеру, остудили насчет того, что я рьяно решила и о том исповедаться и о сём, о всяком подряд. Люди с опытом и давно воцерковленные, ведущие свои службы. Причина как раз в излишнем самокопании, когда в этом можно зарыться, уйти от основного, что в этом пользы нет особой.
А еще я часто слышу о том, что кроме писаний очень важна современная проповедь. Потому что те писания - для тех времен, они важны для нас вне сомнений. Но так же важна современная проповедь, потому что человек современный и условия нашей жизни далеки даже от тех, что были сто лет назад.