Ионан Златоуст "Милостыня есть более великая жертва, чем молитва, пост и многое другое" /XII:672/.
Златоуст милостыне в деле спасения индивидуальной души человеческой.
Милостыня важна прежде всего для дающего. Эту мысль святитель повторяет особенно часто:
"И сам Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы только насыщались бедные, но чтобы и подающие получали благодеяние, и - даже больше для последних, чем для первых" /III:270/.
"Бог предписал заповедь милостыни не столько для бедных, сколько для самих подающих" /X:211/.
Почему? Потому что принимающий получает лишь материальную помощь, дающий же получает душевную пользу, а это гораздо важнее:
"У них питается тело, а у вас душа делается приятной Богу. Им, когда принимают, не отпускается ни один грех, а вам прощаются многие прегрешения" /XI:230/.
"Бедные - врачи наших душ, благодетели и предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь царство небесное; облегчаешь бедность, и примиряешь себя с Владыкой. Видишь ли, что воздаяние неравномерно?" /III:308/.
Какие же духовные дары дает милостыня?
"Дающий милостыню научается презирать деньги". Личный смысл милостыни состоит прежде всего в избавлении с ее помощью от власти собственности и денег, которые упорно стараются пленить нашу душу. Иоанн Златоуст об этом говорит не раз, например:
"Милостыня есть великая красота и драгоценность, великий дар; или лучше, великое благо. Если мы научимся презирать деньги, то научимся и прочему. Смотри, сколько добра происходит отсюда. Дающий милостыню, как должно давать, научается презирать деньги; научившийся презирать деньги, исторг корень зол. Посему он делает добро не столько другим, сколько себе; не только потому, что милостыне подлежит воздаяние и награда, но и потому, что душа делается любомудрою, высокою и богатою. Дающий милостыню приучается не дорожить ни деньгами, ни золотом. А приучившийся к сему весьма великий сделал шаг к небу, и уничтожил бесчисленные предлоги к вражде, ссоре зависти и печали. Ибо знаете, знаете и сами, что все зло от денег, - и что из-за денег бесчисленные брани. А кто научился презирать деньги, то поставил себя в тихом пристанище, и уже не боится лишения. Ибо сему научила его милостыня. Он уже не желает принадлежащего ближнему. Ибо как может желать сего тот, кто уступает и свое отдает?" /XI:222/.
В предыдущей главе достаточно говорилось о жизненной необходимости для богатых подавать щедрую милостыню вплоть до отдания всего имения. Поэтому ограничимся лишь одной цитатой, подтверждающей некоторые из высказанных положений:
"Но как, скажут, все это ("оставить дом или земли") привести в исполнение? Как может восстать тот, кем уже овладела ненасытимая страсть к богатству? Если он начнет раздавать имение и разделять свои избытки, - чрез это он мало-по-малу будет удаляться от своей страсти, и впоследствии поприще для него облегчится" /VII:647/.
Однако, если подаяние делается из неправедно нажитого, то оно вменяется в осуждение:
"Разве не знаешь, что , если в великое множество имущества попадет и одна капля неправды, то все оно оскверняется?" /III:469/.
"...часто немногое, приобретенное бесчестно, ниспровергало многое, накопленное честно" /X:148/.
Милостыня как проявление христианской любви. Освободившись от ига стяжания человек с помощью милостыни может двигаться дальше ко Христу, ибо милостыня - наиболее яркое проявление любви к ближнему:
"если уничтожится милосердие, то все погибнет и истребится. Как на море нельзя плыть далее берегов, так и земная жизнь не может стоять без милосердия, снисхождения и человеколюбия" /VII:541/.
"Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно-то и делает его человеком" /VII:542/.
"Милостыня ценится не по количеству подаваемого, но по обилию расположения" /VII:539/.
Давая милостыню нищим, мы проявляем любовь к самому Спасителю (Мф.25,35-46). Это - одна из самых излюбленных и красивых мыслей святителя:
"Напитаем Его алчущего, напоим Его жаждущего. Подай Ему только чашу холодной воды, - Он и это примет, потому что любит тебя; приношения лиц любимых, как бы малы они не были, велики кажутся любящему. Только не покажи нерадения. Повергни пред Ним две лепты, - Он не отвергнет и их, но примет, как большое богатство. Он не имеет недостатка ни в чем и принимает это не по какой-либо нужде; поэтому и справедливо измеряет все не мерою даваемого, но расположением дающего" /VIII:134-135/.
"Ты освобождаешь рабов? Освободи Христа от голода, нужды, темницы и наготы. Ты ужасаешься, слыша это? Следовательно, еще ужаснее, когда ты этого самого не делаешь" /XII:674/.
"Ты одеваешь Христа, когда одеваешь нищего" /II:374/.
Любовь - вот что в конце концов дает милостыня. А значит - приближает к нам Самого Господа. В этом учении удивительным образом отождествляются обе главнейшие заповеди Христа (Мф.22,37-40) - о любви к Богу и о любви к ближнему: в лице нищего, которого ты возлюбил, ты даешь милостыню (и значит проявляешь любовь) Богу и одновременно совершенному человеку.
Святой Дорофей пояснял:
когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенную твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. ведь от этого твоя душа стала светлее.
Вопрос. Если я знаю, что бомж, которому я подала милостыню, употребит её на покупку алкоголя, есть ли смысл подавать этим людям? Не способствую ли я греху в этом случае? Не создаю ли условия для их дальнейшего развращения?
Отвечает протоиерей Сергий Николаев.
- А Вы на сто процентов уверены, что Ваша милостыня пойдёт именно на это? Может, как раз на Ваши деньги он купит себе пакет молока и булку, ведь бомжи-алкоголики тоже едят. В случае просьбы, обращённой к Вам, лучше руководствоваться словами Спасителя: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5,42). Дайте в простоте сердца, сообразно своему достатку. Если же сомневаетесь, что милостыня будет использована правильно, то огласите её целевое направление: «Это тебе на хлеб». Если же уверены, что человек тут же побежит за зельем – можно и не давать. Но чтобы исключить другую причину своего отказа, подайте какому-нибудь другому бедолаге.
"Блажены милостивые, ибо они помилованы будут " (Мф.5,7),- говорит Священное Писание. Что нужно делать сейчас, чтобы быть помилованным в будущем?
К блаженной Сарре пришла одна сестра и говорит: "Помолись обо мне, госпожа моя". Отвечает ей блаженная: "Ни я не помилую тебя, ни Бог, если ты сама не будешь миловать себя, творя добродетели, как завещали нам святые отцы".
Святые отцы говорят, что можно спастись только милостыней, не имея каких-то других особых добродетелей. Так ли это?
Милостыня покрывает множество грехов. Тот, кто раскрылся в добре и всем помогает, уподобляется Христу. Ведь Господь наш - Сама Любовь, Добро, Милосердие, Источник жизни.
Когда мы даем милостыню человеку, то должны подавать с любовью. И настроить себя так: "Эту милостыню я даю Господу".
Помните: Сам Господь через руки нищих, сирот, нуждающихся принимает ее у нас и во сто крат преумножает богатство дающего, говоря: "Дающего рука не оскудеет".