Есть история про то, как однажды у Кришны спросили гопи. Кришна сидел, как всегда женщины ... – ясное дело. Он шутил с ними и они спросили: “Шьям, чье Ты такой черный?” Потому что в Индии на самом деле признаком аристократичности является светлый оттенок кожи. Черными обычно являются люди к низшим кастам принадлежащие, к шудрам, и эти гопи шутили с Кришной и говорили: “Шьям, ты чье такой черный?” Шьям значит черный. Кришна говорит: “Наверное потому что Меня мама в полночь родила. Темная ночь и того, кого рожают в полночь, тот становится черный.”
Тут они сказали: “Не, не, не, Ты чье-то не то говоришь, Ты не правду говоришь, мы знаем, почему Ты черный.” Одна гопи сказала Ему, “Я знаю, почему Ты черный, Ты не прав. Потому что Тебя Йашода поила молоком черной коровы, поэтому Ты стал черный. Когда Ты был маленький, Тебя поили молоком черной коровы.”
Другая гопи возмутилась: “Что такое? Неправильно! Он черный, потому что Он любит по ночам с нами танцевать и так как ночью нужно скрыться, поэтому Он такой черный.”
Вишака сказала: “Не, не, не! Неправильно, Он черный, потому что Он все время купается в водах Йамуны, а воды Йамуны такие черные, что Он сам стал черный!”
И тут пришел черед Шримати Радхарани возмутиться, она сказала: “Не, не, не! Он черный, потому что Я смотрю на Него Своими черными глазами! И когда Я смотрю на Него Своими глазами, Мне хочется взять Его и поместить в Свое серце и Я беру Его Своими глазами и помещаю Его в Свое сердце. И так как глаза Мои подведены черной краской, то Он становится черный. Пока Я Его протаскиваю туда – Он как трубочист становится черный.”
На самом деле за всем этим глубокий смысл стоит. Когда у Кришны спросили: “Ты почему такой черный?”, Кришна решил пошутить и сказал: “Я такой черный, потому что родился темной ночью”. Иначе говоря, Я такой черный, потому что Я завишу от природы материальной природы, вот что сказал Кришна, просто так, смеха ради, чтобы проверить. Правильно? Зависит Кришна от законов материальной природы? Нет. От кого Кришна зависит? По отношению к Богу можно задавать вопрос ‘почему?’ Нельзя. По отношению к Богу сам вопрос некорректный. С филосовской точки зрения, если мы рассмотрим вопрос гопи, со строго философской точки зрения, то получится, что гопи глупый вопрос задали, правильно, глупый вопрос они задали? Потому что про Бога можно спрашивать ‘почему?’ Нельзя. Почему нельзя спрашивать ‘почему’? Потому что Он – причина всех причин, у Него нет какой-то другой причины. Почему Он черный? Черный потому что черный, потому что Ему нравиться быть черным. Но тем не менее, иначе говоря, когда мы спрашиваем ‘почему’, мы спрашиваем ‘от чего Он зависит?’ и Кришна говорит: “Я черный, потому что Я черной ночью родился.” Иначе говоря, Кришна говорит: ‘Я черный, потому что Я завишу от материальной природы.” Првильный ответ? Неправильный. Почему неправильный? Потому что Он не зависит от материальной природы.
Тогда Его поправили, Ему сказали: “Ты черный, потому что Ты пил молоко черной коровы в детстве.” Это что значит, какой ответ дается при этом? Ты черный, потому что Ты зависиш от чего? Или от кого? От Йашоды. Йашода Его кормила молоком черной коровы. Так, Ты черный, потому что Ты зависишь от любви Йашоды. Правильный это ответ? (ответ: правильный) Правильный в первом приближении. Почему этот ответ опровергли? Потому что это еще не совсем правильный ответ. От чего Кришна на самом деле зависит, от кого? (ответ: от любви). От чьей любви? (ответ: от Радхарани) Не торопитесь.
Гопи сказали: “Не, Не, не! Он не зависит от этой любви, Он зависит от нашей любви, Он черный, потому что ночью нужно танцевать с нами.” Так, иначе говоря, Он черный, потому что Он зависит от нашей любви.
Тут Вишакха возмутилась. Почему она возмутилась? Она сказала: “Не зависит Он от вашей любви, потому что чтобы созвать вас ночью вместе, Он вас Сам зовет. Как Он может от вас зависеть, если Он стоит и зовет, а вы бежите, бежите и еще не скоро прибежали, еще что-то такое. Это вы от Него зависите, а не Он от вас зависит. Но к Йамуне Он сам приходит. Вас Ему нужно созывать, а ко мне Он Сам приходит,” потому что Йамуна это и есть Вишакха. Она говорит: “Мое сердце так любит Кришну, что оно превратился в Йамуну, оно стало жидким и оно стало течь здесь и Кришна Сам туда прибегает. Он от меня зависит, от моей любви Он зависит!”
И тут что сказала Шримати Радхарани? Она сказала: ‘Нет, от твоей любви Он тоже не зависит, потому что Он может прийти к Йамуне, а может не прийти. Но когда Я Его беру Своими глазами и когда Я Его протаскиваю через Свои глаза и помещаю в Свое сердце, может Кришна сопротивляться этому? Не может. Кришна становится беспомощным.” Кришна, когда Он чувствует любовь на Себе Шримати Радхарани, Он сходит с ума, Сам Кришна сходит с ума. Когда Он видит Радхарани, которая мимо проходит, у Него флейта выпадает из рук. Он играл только-что на Своей флейте, Она прошла мимо, флейта выпала у Него, а Он даже не заметил, что флейта выпала. Он пытается дуть в нее, она не дуется. Кришна, иначе говоря, что с Ним случилось? Он с ума сошел. И мы поклоняемся сумасшедшему Богу (смех), Богу, который опьянел от любви, ибо Он является самым высшим объектом поклонения, нет ничего выше, чем это.
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж