Я правильно поняла, если этих навыков у ребенка не хватает, вместо них включаются инстинкты - ударить, а не договориться, заклевать более слабого, и т.д.?
что у кого включается, это наверное по-разному у всех, главное - это то, что любые эти "включения" - это так называемое "замещающее поведение", свидетельствуещее о нехилом таком стрессе. Кто-то тихонько сидит молчит все время, кто-то дерется, кто-то делает вид, что он один. А вот хорошо подготовленный к данному месту и обстоятельствам ребенок - он САМ ищет контакт со взрослым, периодически интересуется другими детьми, ведет себя с ними свободно, не перевозбуждается в процессе общения.
Почему по вашему?
Многим затмила голову идея "социализации", мол, если не водить, ребенок вырастет каким-то "не таким".
У многих, да, необходимость работать на первом месте. И я это понимаю, и не вижу тут ничего "такого", это жизнь.
Наверное, эти два фактора - основные. Т.е. 1) необходимость 2) идеологические соображения.
Хотя бы в этом я вижу коренное различие между ребёнком и собакой. Я не представляю что будет с собакой, если её начнут передавать вот так в разные руки и оставят без хозяина...
О, вы плохо знакомы с собаками))) Представьте себе собаку-спасателя. Либо собаку, работающую в гос. службе, на таможне. Проводники у этих собак меняются довольно часто. Я уж молчу о том, что собака-спасатель натренирована ОБОЖАТЬ ЛЮБОГО человека, именно поэтому она их и ищет)) И тем не менее, с психикой у этих собак все просто замечательно, более того - она такой и должна быть. Идея альфа-доминирования и "собаки одного хозяина" - это давно уже прошлое кинологии))
Даже банально - выставочные собаки, которые много ездят зарубеж. У меня у самой такой пес. И не всегда есть возможность ездить с ним. И ничего - собака передается в руки незнакомому хендлеру, проезжает с ним пару тыс км, и после этого как ни в чем не бывало выходит с незнакомым человеком в ринг, окруженный толпой других людей и собак, дает щупать себя незнакомому же судье, и всячески показывает свой веселый темперамент)) Это нормальное поведение социализированной собаки. Но к этому готовят.
Но человек существо разумное, способное учиться строить взаимоотношения с разными людьми.
вы не поверите, но собака - тоже существо разумное, ОЧЕНЬ способное учиться и ОЧЕНЬ способное строить взаимоотношения с разными людьми)) Но, конечно, не в 3-месячном возрасте (примерно 2-3 года для ребенка). Это я про строить большое количество отношений, а для обучения как раз самый лучший период.
В моём представлении, мама вместе с педагогом сообща работают на развитие конкретного ребёнка. И, конечно, основная нагрузка лежит на маме, но ведь и педагог, имея профессиональное образование, опыт, наблюдая, может дать правильное направление.
здесь я с вами полностью согласна. Главное - найти такого педагога "от Бога". Просто... коллектив детей-то тут при чем? В этой схеме?
Что касается рекомендаций, конечно, мое мнение может вызвать у вас (или кого-либо еще) сомнения, т.к. своих детей у меня пока что нет, и сослаться на личный продолжительный опыт я не могу. Однако, из той же физиологии НС, а также, имея опыт общения с детьми в целом, мне легко предположить, что:
1) есть 2 варианта - научить ребенка оставаться одному (дети не в счет, я имею ввиду, без значимого взрослого), либо найти ему такого взрослого (воспитателя, учителя), который подходит своим поведением под то, чтобы стать для ребенка значимым. Второй вариант, имхо, по многим причинам предпочтительнее, но он же во многом и сложнее... наверное, идеальный вариант - это частная "гувернантка", которая проходит с дитем путь от няни и воспитателя к учителю. Но... в общем, учить ребенка оставаться одному в наших реалиях - придется.
2) учить ребенка чему-то новому нужно в полном отсутствии любого стресса (=новых раздражителей). То есть - дома. А не в садике. Не обязательно бросать дите одно дома, конечно. Я бы для первичных выводов попробовала 2 варианта - либо пригласить условно знакомого ребенку человека с целью, чтобы этот взрослый просто молча сидел на диване и следил за безопаснотью ребенка, в крайнем случае, вступал в минимальный контакт (н-р забрать опасный предмет), а самой надежно скрыться с глаз. И понаблюдать, что будет с ребенком, на сколько его хватит, какие реакции он проявляет и т.п.
Либо самой маме остаться с ребенком дома, но - включить полное эмоциональное отстранение, не разговаривать, не идти на контакт, а лучше оставить дите в комнате с видео няней. И опять же - понаблюдать.
Из чего я бы стала делать выводы?
- как ребенок реагирует на одиночество? первая реакция? испуг, игнор, удивление, расслабленность и т.д.
- когда в первый раз ребенок пробует обратиться к взрослому? через сколько времени? как часто это происходит в дальнейшем?
- как ребенок реагирует на отсутствие реакции взрослого? плачет, кричит, замирает, умеренно капризничает, просто отходит?
- чем занимается ребенок сам? может ли он себя занять? Либо он просто ходит по комнате? ищет глазами? в общем - что он вообще делает?
- как ребенок реагирует на внешние раздражители в этой ситуации? (сказанное слово, хлопок в ладоши, человек встал и пошел, етс.) Сильнее, чем обычно? Слабее?
Из ответов на эти вопросы мама уже может сделать первые выводы. Для меня главным критерием служит реакция ребенка на любой раздражитель и на отсутствие реакции. Если реакция на раздражители слабая - значит, явный перегруз, пора сворачивать "эксперименты" и дать ребенку время подрасти. Если реакция чуть усиленная - нормальное поведение НС в стрессе, все ок. Если слишком усиленная - тоже перегруз. На взрослого - то же самое. Отсутствие реакции я бы расценила как ненормальное поведение. Умеренное настойчивое канюченье - в самый раз, ребенок не перегружен, спокойно разбирается со своим стрессом.
Понятно, что все эти оценки должны идти со скидкой на знание конкретного ребенка. Просто общая суть такова - полное спокойствие в ответ на стресс - это не спокойствие, это ступор, и это плохо. Гипервозбуждение - это тоже перенагруз. Умеренное возбуждение - это нормальная реакция НС на стресс, такая и должна быть. Именно при такой реакции нервная система "учится", закаляется. При ступоре или гипервозбуждении она не учится, она движется к неврозу, то есть наоборот ухудшается состояние НС.
Таким образом, если ребенок выдает мне умеренную реакцию, я бы потихоньку стала его приучать к этому "оставаться одному". С каждым разом чуть дольше, чуть сложнее... главное - следить, чтоб не перегружать НС ребенка.
3) параллельно примерно подобный тест я бы сделала на реакцию ребенка на сверстников. Возможные ответы - ребенок их не замечает в упор (тогда НС стрессует, не надо пока сверстников), ребенок проявляет слабый кратковременный интерес в 1 или несколько заходов (несколько - это лучше всего, имхо, вот здесь надо включаться и мягко учить взаимодействовать), ребенок активно хочет играть, но перевозбуждается, кричит, дерется (это уже что-то упущено.. надо исправлять поведение малыша). Понятно, что смотреть надо с разными детками, в разном настроении, главное - это чтобы мама сама понимала, чем для ее ребенка является та или иная ситуация.
4) после того, как мама обнаружит адекватную реакцию НС на все эти факторы, можно попробовать походить в сад с ребенком. Там самое важное - попробовать сделать воспитателя значимым для ребенка взрослым (конечно, надо быть уверенной в "качестве" воспитателя). Второе - как и дома, поделать "тесты" и понаблюдать за реакцией в новых условиях (усложненная среда). Напомню, что излишнее спокойствие ребенка - это НЕ ПРИЗНАК, что все хорошо, как раз наоборот. Хороший тест на громко хлопнуть в ладоши в разных ситуациях, либо любой другой раздражитель, на который у ребенка есть стабильная реакция (позвать по имени, и т.п.). Ребенок должен реагировать не меньше, чем дома.
После того, как ребенок полностью освоился в группе и показывает адекватные реакции НС, я бы его там оставила. При условии, что воспитатель стал значимым взрослым (это видно по ребенку - бегает к нему с вопросами. смотрит на него В ПРИСУТСТВИИ мамы и т.д.). Если не стал - тогда оставлять на 5 минут и возвращаться, смотреть реакцию на "одиночество". Ну и все по накатанной.
С каждым усложнением среды (новые люди, воспитатели, учителя, помещение етс) проверять снова.
Примерно... вот тут точно не скажу, надо бы у мамы спросить (она детский психолог), но я предполагаю, что годам к 8-9-10, необходимость во всех этих действиях отпадает, ребенок хорошо включается в среду, дальше уже другие задачи. По себе помню, что у меня этот процесс завершился к 12 годам. До 12 лет дети меня особо не интересовали, а потребность в значимом взрослом была крайне высока (с учителями, кстати, повезло. с детсадом не очень.). Только после 12 началось продуктивное общение со сверстниками. На данный момент назвать себя неразвитой в общении, замкнутой, трудно находящей общий язык с людьми не могу))
Вот... примерно так я представляю себе грамотную подготовку ребенка к садику и школе. Здесь, конечно, много имхо, нюансы могут быть различные, идея в том, чтобы опираться на анализ состояния НС ребенка и вести себя соответственно.